Консультация для родителей «Словесные игры с детьми»
Подготовила учитель — логопед: Данильченко А. С.
.
С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т.н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. В этой статье мы приводим примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
1. «Противоположности»
Вы называете слово, задача ребенка — назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный — горячий, добрый — злой, высокий — низкий, день — ночь и т.д.
2. «Каким бывает?»
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т.д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
3. «Что бывает?»
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т.д.
4. «Новые слова»
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
5. «Буриме»
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в «Буриме», надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
6. «На одну букву»
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
7. «Я знаю»
В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: «Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница». Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т.д.