Консультация для педагогов МБДОУ № 105 «Несколько шагов к развитию речи дошкольников. Мнемотаблицы»

Учитель-логопед: Чеботарь П. С.

Одним из главных условий всестороннего и полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Именно на протяжении дошкольного возраста складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона. Ведь, всему, что мы знаем и умеем, мы научились до 5лет. Помогают малышам усваивать новую информацию и развиваться, логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире специально созданные приемы и коммуникативные методики. Одной из таких методик является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.

Для начала давайте вспомним, с какими трудностями в собственной речи сталкиваются дети. В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать всеми языковыми компонентами. Однако у некоторых дошкольников недостаточно сформирована связная речь. Это проявляется в следующем:

  • Детям сложно составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
  • Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение, выводы.
  • Речь детей характеризуется бедным словарным запасом и даже применением нелитературной лексики. Нам, взрослым, необходимо помнить, что все слова-паразиты, которые слышит ребенок, с легкостью усваиваются в детской речи.
  • Также наблюдается недостаточная сформированность коммуникативной функции речи (формулирование вопросов и ответов и т.д.)
  • Плохой уровень дикции. Речь детей смазана, нечеткая.

Великий педагог К. Д. Ушинский утверждал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Я полностью согласна с этим высказыванием.

Что представляет собой мнемотехника? Термин мнемотехника берет начало от греческой богини памяти Мнемозина. Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Данная методика широко используется при развитии связной речи дошкольников. Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии значительно облегчает процесс обучения дошкольников и максимально ускоряет темпы развития детской связной речи. В процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, что позволяет детям строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями. Так, например, Т. В. Большева предлагает использовать мнемотехнику в виде коллажа. Т. А. Ткаченко – в виде предметно-схематической модели. Описать фрукт, например, можно легко, согласно сенсорно-графической схеме В. К. Воробьевой. Также мнемотаблицы можно использовать в повседневной жизни дошкольников.

Вариативный ряд использования мнемотехники огромен, но главным условием реализации обучения является принцип развития: от простого к сложному, от мнемоквадрата, к мнемодорожке, а далее — к мнемотаблице. Начните работу с детьми по мнемотаблицам с рассматривания таблицы и разбора ее элементов. Далее преступите к преобразованию абстрактных символов в конкретные образы. После этого можете начать сам процесс рассказа, пересказа, чтения на память и т.д.

Развивая себя, мы обучаем новому наших воспитанников!

Скачать презентацию в PDF