Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм»

Воспитатель: Данько Т. А.

Цель мастер-класса: совершенствовать педагогическое мастерство, повышать методический уровень, способствовать повышению интереса педагогов к поиску новых способов изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Познакомить с элементарными технологиями изготовления атрибутов к играм.

Важнейшую роль в воспитании детей дошкольного возраста выполняет сюжетно-ролевая игра, это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь активной для дошкольной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка. Игра занимает важное место в жизни ребёнка.

В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, моделируют различные жизненные ситуации, разрешают проблемы, приобщаются к социальному миру взрослых. Поэтому важно создать для детей условия для развития их игровой деятельности. Для этого нужны соответствующие игрушки, предметы, атрибуты.

Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво-позитивное настроение и доставляет удовольствие.

Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире, отношениях между людьми.

Игра и игрушка – две грани одного целого. Игрушка нередко вызывает к жизни игру, а игра, по мере своего развития, нуждается во все новых и новых игрушках и игровых атрибутах. Любая игрушка может стать настоящим источником радости, если сделать её своими руками. Яркие, веселые, оригинальные игрушки, непременно понравятся детям.

Рукотворная игрушка – это предмет для игры, созданный взрослым или ребенком самостоятельно или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми. Рукотворная игрушка реально и объективно отображает личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания.

Ценность рукотворной игрушки:

  • Создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как действительности.

  • Она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальные.

  • Дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

  • Помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представление о людях разных профессий.

  • Объединяет детей.

Возникает вопрос. К чему мастерить игрушки из бросового материала, если он недолговечный? Ответ раскрывается в следующем:

  • сохраняются природные ресурсы, материалы получают новую жизнь;

  • сделанная своими руками игрушка несет детям радость, а взрослым – удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономии в бюджете;

  • действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же действий, проигрыванию одних и тех же сюжетов. Игрушки-самоделки длительное время побуждают к играм;

  • процесс изготовления объединяет между собой детей, взрослых; помогает последним лучше понять своих малышей, их интересы, желания, возможности;

  • всегда есть подручный материал для изготовления игрушек (бумага, клей, ножницы, отрезки ткани, ленты и т.д.), они легко трансформируются для хранения, доступны для игр как в помещении, так и на улице;

  • в ходе создания игрушечных образов формируется духовный и эмоциональный мир через придание красоты и гармонии привычным вещам.

Создавая предметно-развивающую среду из рукотворных игрушек, необходимо учесть следующие условия:

  • Баланс социального и игрового опыта ребенка.

  • Использование разнообразного фактурного и изобразительного материала, так как через стимулирование творчества поддерживается мотивация исследования и познания окружающего мира.

  • Изготовление «настоящих» вещей, так как действия с ними имеют осмысленную и четкую функцию, определяющую их устройство.

  • Привлекательность, эстетичность, безопасность игрушек-самоделок.

  • Ориентация на интересы ребенка, направление их в нужное русло.

А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаем вас приступить к практической части нашего мастер-класса. Тестопластика позволяет изготавливать атрибуты для игр совместно с детьми.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет, получает возможность быть творцом.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно доступно, очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция. Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали«Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Рецепт солёного теста для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска.

Список использованной литературы:

  1. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 128 с.

  2. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение детей 4-5 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 128 с.
  3. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение детей 5 – 7 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 128 с.
  4. Лыкова И.А.. Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.

  5. Лыкова И.А.. Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: гендерный подход в образовании: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – 4-е изд. дораб.- М.: Линка-Пресс, 2015.- 176 с.