Игры на развитие речевого дыхания

Учитель- дефектолог:
Аблиазизова З. Н.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведённые ниже упражнения.

Кто дольше?

Вместе с ребёнком дуйте на лежащий на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой. Но не резкий, шумный, а плавный, лёгкий. Вдох производится через нос.

Буря в стакане.

Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находиться в стакане, наполовину наполненном водой.

Бабочка.

На верёвочке укрепите бумажную бабочку. Предложите ребёнку плавно подуть ртом. Не надувая щёк – бабочка полетит.

Снежинка.

Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.

Ветерок и листья.

Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7-10) и укрепите их на палочке. Предложите ребёнку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.

Кораблик.

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, — то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.

Не забудьте, что ребёнок не должен делать судорожных резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным.

Кроме того, упражнения на дыхание утомляют малыша, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно подуть несколько минут и отдохнуть.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

  • сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
  • увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
  • выработать четкую и внятную речь.
  • достичь координации дыхания, речи и движений.
  • повысить эффективность коррекции звукопроизношения.