Тренинг по развитию речи для педагогов ДОУ «Квестовые технологии в логопедии»

Подготовила и провела учитель-логопед:

Чеботарь П. С. Теоретическая часть

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется тема «Квестовые технологии в логопедии». Начать свое выступление я хочу со слов Александра Николаевича Радищева: «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь».

Одним из важнейших условий полноценной общественной, осмысленной жизни является речевое развитие. Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь, выступающая в виде диалога и монолога и реализующая главную ее функцию – коммуникативную. Диалогическая форма речи – первичная по происхождению. Она представлена в виде цепочки последовательных речевых реакций двух и более участников вербальной коммуникации.

У детей с нарушениями в речевом развитии становление диалогического общения происходит несвоевременно. Уровень владения связной диалогической речью у детей с общим недоразвитием речи недостаточный для полноценной коммуникации между взрослыми и сверстниками и формируется только при специальном систематическом коррекционном обучении.

Сегодня большую популярность имеют образовательные квесты. В педагогике квест — это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются: информационные ресурсы, собственные знания и опыт, общение с участниками квеста. Образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи: образовательную – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс; развивающую – развитие интереса к предмету, творческих способностей; формирование умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации; воспитательную – воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание речевого этикета.

Образовательный квест реализовывается в рамках придуманной истории (сюжета), соответствующей цели занятия, и состоит из нескольких станций (игровых заданий). Каждая станция имеет свое оборудование в соответствии с коммуникативной игровой ситуацией, что способствует мотивации детей. Наличие героев и зрительных опор обеспечивает красочный динамичный характер занятия. Выполнение заданий предусматривает взаимодействие в диадах «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».

В структуру этих занятий включаются упражнения на формирование у детей паралингвистических средств (интонационной выразительности речи, эмоционального отношения к собеседнику и деятельности с ним, движений, жестов, мимики). Также уделяется внимание развитию навыков планирования речевого высказывания, расширению уровня владения различными речевыми средствами. На образовательном квесте необходимо проводить работу по формированию навыка контроля как за собственной речью, так и за речевой деятельностью других участников.

Таким образом, формирование диалогической речи дошкольников с ОНР на основе применения инновационных в логопедии квестовых образовательных технологий осуществляется более эффективно.

Практическая часть

Во время практической части был проведен образовательный квест «Я пришел к тебе с приветом» с фокус-группой.

Цель: Развитие связной диалогической речи.

Задачи:

  1. Выработать практический навык начала и завершения разговора, владения речевым этикетом.

  2. Развитие внимания, памяти и логического мышления.

  3. Развитие коммуникативных умений.

Посредством данного квеста педагоги учились правильно и разнообразно начинать и завершать разговор, обращаться к собеседнику по имени, ориентироваться в ситуации общения, употреблять нужные слова этикета. Особое внимание уделялось эмоциональному компоненту диалога.

Квест состоял из 6 станций: организационный момент, приветствие, магазин вежливых слов, комплимент и благодарность, прощание, итог занятия.

Смотреть презентацию «Квестовые технологии в логопедии»