Консультация для родителей «Нужно ли учить с детьми стихи?»

Воспитатель:
Деньщик Е. В.

Почему одни даже маленькие дети хорошо запоминают стихи, а другие вроде и большие, но отказываются учить незатейливые детские стишки.
С какого же возраста нужно с детьми учить стихи, а с какого всего лишь читать те же стишки, и так ли они необходимы, если их можно прослушать на планшете или в смартфоне, а можно даже и не слушать?

В Древнем Китае считали, что будущая мама должна петь, читать стихи, заниматься каллиграфией, ещё будучи беременной. В этом случае считалось, что на свет появиться будущей гений.
Современные ученые доказали, что начинать читать стихи, слушать музыку нужно малышу ещё в утробе матери, он хоть и не понимает фонетической речи родителя, отлично различает ритм и тональность звуков, а так же запоминает их. Таким детям легче запоминать стихи, были случаи, когда заговорив, ребенок мог рассказать те стихотворения, которые ему читала мама до рождения.

Отвечая на вопрос «когда начинать читать ребенку» лучшим ответом будет «до рождения». Когда же маленький человек родился, народная педагогика предлагает традиционный фольклор для самых маленьких. Это и потешки, и прибаутки, и пестушки, и колыбельные. Все они не затейливы по содержанию, но эмоциональны по форме обращения к ребенку. В этот период мама пестует ребенка: играет с его ручками, ножками, поглаживает. Все это доставляет малышу удовольствие и физически оздоравливает его. В столь важный период становления человека не следует заменять общение мамы с ребенком элементами технического прогресса.

С какого же возраста приступить к непосредственному обучению детей стихотворениям?

Психологи и педагоги считают, что учить стихотворения можно с 1,5 – 2 лет, но 3-5 лет — самым благоприятным возрастом ребенка для заучивания стихотворения. Именно в этот период детская память наращивает темпы своего развития. Но это не означает, что совсем не надо разучивать стихотворения с 2-3 летними малышами. Заниматься заучиванием надо с того момента, как только ребенок заговорил и имеет определенный запас слов.

Такая умственная работа помогает ребенку формировать грамотную и красивую речь, помогает знакомиться с окружающим миром, развивает и тренирует память, дети учатся слышать и слушать окружающих.

Ну а если ребенок не хочет учить стихотворения? Спросите вы. Что же делать в этом случае?

Ребенок может отказаться по разным причинам: «я не могу», «я не хочу», «хочу с машинкой играть», «хочу мультики смотреть» или банальное: «зачем мне его учить?»

Тогда нужно немного схитрить, но ни в коем случае не заставлять малыша:

-Можно сказать: «Не хочешь учить — не будем. Я тебе его прочитаю, а ты послушай»
-Можно предложить несколько стихотворений на выбор, так как выбор повышает самооценку ребенка.
-Можно сделать изучение стихотворений увлекательной игрой. Например, «Попугайчики» («Будешь моим попугайчиком, повторяй за мной», или используя игрушки. Одна игрушка рассказывает стихотворение, а остальные повторяют, малыш даже не заметит, как сам выучит стихотворение.

И помните стихи в раннем детстве — это первый шаг в приобщении ребенка к искусству. А это так важно в наш век — век излишней рациональности и высоких технологий.