Как он там без меня?

Воспитатель:
Денщик Е. В.

Родители часто переживают, отдавая ребенка в детский сад: как он там без меня? Чем занимается? Как покушал? Никто ли его не обижает? Не плачет ли? Чем и как занимаются дети в детском саду целый день под присмотром заботливых воспитателей?

Не обижают ли? Чем сейчас занят в детском саду?

«Как там мой сын или дочка? Не обижают ли ребенка в детском саду? А вдруг ребенок плачет в детском саду, зовя маму?». Подобные мысли приходят в голову всех родителей хотя бы периодически в течение рабочего дня, особенно после долгого отсутствия или в первые месяцы посещения дошкольного учреждения. И эти опасения совершенно нормальны и естественны – ведь все хотят для своего ребенка только самого лучшего. А отдавая своего малыша на попечение даже самых лучших воспитателей, родители лишаются самого главного для них – возможности контролировать жизнь ребенка, пусть даже на полдня, когда малыш находится в детском саду.

Чаще всего эти тревоги возникают именно от незнания того, чем занят ребенок в то время, когда он в детском саду. Конечно же, в общих чертах распорядок дня в детском саду знают любые папа и мама. Однако то, что происходит с их ребенком на каждом этапе, знают далеко не все.

«Вместе с солнышком встаем»

Мы слышим звук будильника и нехотя открываем глаза. А воспитатели в это время уже в дороге к месту работы. Никакие опоздавшие автобусы, сломавшиеся машины, бури, гололеды и прочие катаклизмы не могут стать причиной для опоздания воспитателя на работу. Двери группы должны распахнуться навстречу своим малышам рано утром.

Основной поток прихода малышей начинается с 8-00 и продолжается примерно до 8-45 часов утра. Далеко не каждое утро малыши встают бодрыми и в хорошем настроении. Кто-то из них не выспался и поэтому капризничает, кто-то не хочет расставаться с мамой. А у кого-то родители, жалея малыша, будят его поздно, когда пора выходить. В результате – спешка, бешенный ритм, ребенок нервничает, родители опаздывают.

Поэтому иногда в группах, особенно младших, по утрам стоит плач, так как ребенок идет в детский сад неохотно. И задача воспитателя не такая уж простая – успокоить одновременно плачущих малышей. Как правило, это занимает не так уж много времени. Дети иногда бывают, как артисты. Лишившись своего самого главного зрителя – мамы или папы, быстро прекращают плакать. И к тому времени, когда папа выходит из сада и дрожащими руками достает зажигалку, или мама незаметно смахивает слезу, а возможно и звонит своей маме, кроха уже и думать забывает, что совсем недавно рыдал.

«Раз, два, три на зарядку становись!»

Зарядка является насущной необходимостью для детского организма. Для детишек старших групп зарядка необходима для поддержания жизненного тонуса, а самых младших крох зарядка – это прекрасное средство для того, чтобы научиться координировать свои движения.

Утренняя зарядка для малышей больше напоминает настоящую театральную постановку, где роль режиссера возложена на воспитателя. Объяснить ребенку, что именно от него требуется сделать в тот или иной момент, можно только при помощи ассоциативного ряда – зайки прыгают, уточки ходят, черепашки ползают. Как правило, утренняя зарядка проводится под видом интересной игры, что очень нравится детям и превращает зарядку в увлекательное действие. Кстати говоря, очень часто ребенок утреннюю гимнастику так и воспринимает: «Мы играли в детском саду».

Завтрак в детском саду

Во время завтрака также нередки конфузы и конфликты. Очень часто дети завтракают дома и приходят в сад уже сытыми. Разумеется, в подобном случае ребенок не захочет завтракать, а воспитатель  будет предлагать, чтобы малыш все-таки поел. Для того чтобы избежать подобных недоразумений, в том случае, если ваш ребенок предпочитает завтракать дома, необходимо предварительно обговаривать этот вопрос с воспитателями. Но всех деток обычно усаживают за стол, «попить чай, съесть бутерброд» или «просто посидеть с друзьями», иначе другие могут отказаться сесть завтракать, останутся голодными, затем будут капризничать.

Воспитатель и помощник воспитателя следят за тем, как детки кушают, а при необходимости помогают малышам.

Иногда бывает, что ребенок опаздывает к завтраку. Зная о том, что вы с малышом немного опаздываете в детский сад, предварительно позвоните воспитателю и предупредите его об этом, чтобы вашему ребенку оставили хоть чай и бутерброд, и он не оставался голодным до самого обеда. Воспитатель сразу после завтрака детей, в 8-50 часов, идет к медсестре отмечать малышей, чтобы на кухне знали, сколько продуктов закладывать для приготовления обеда, ужина, сколько порций готовить. Телефоны воспитателей должны быть у всех родителей без исключения. Кстати, не забудьте предупредить, если ребенок заболел, или Вы по семейным обстоятельствам остались дома.

Игры- занятия

Как известно, в задачи детского сада входит не только присмотр за детьми и их кормление, но и занятия с детьми, цель которых – всестороннее развитие как физических, так и умственных способностей малышей. Конечно же, большую часть занятий с детьми проводят воспитатели. Однако, узкие специалисты —  психолог, логопед, музыкальный работник, инструктор по физкультуре, также вкладывают труд и душу в развитие наших детей.

Чем именно на занятиях будут заниматься наши дети, зависит от их возраста и умений. На занятиях дети занимаются развитием речи, ознакомлением с природой, ознакомлением с окружающим миром, математикой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. И эти занятия проводятся не просто так. Так, например, рисование не только развивает творческие способности в малыше, но и учат его различать и запоминать названия цветов, в процессе рисования ребенок учится правильно держать карандаши и кисточки. Лепка из пластилина также хорошо влияет на развитие ребенка, особенно мелкой моторики, развитие речи. А ведь именно от мелкой моторики зависит то, как хорошо ребенок выговаривает те или иные звуки, как развита его речь в целом, а значит, какими будут успехи будущего первоклассника.

Или, например, аппликация. Казалось бы, обыкновенная бумага, но какой простор для детского воображения она оставляет! Например, три обычных кружочка различных размеров, из которых необходимо сложить и наклеить на картон снеговика. Перед глазами ребенка должен находиться образец, а само задание целесообразнее всего давать в зимнее время. В итоге самая простая аппликация приобретает практически глобальный смысл, особенно для воспитанников младших групп. Ведь, оказывается, из снега можно сделать шары, а из шаров, в свою очередь, настоящих снеговиков, таких же, каких дети видели в мультфильмах. Таким образом, у ребенка развивается как образное, так и логическое мышление.

Раз, два, три, четыре, пять – идут ребятки гулять

Как правило, после окончания занятий, в том случае, если погодные условия позволяют, воспитатели одевают детишек и выводят их на прогулку. Длительность прогулки зависит от того, сколько длятся занятия у детей. Чаще всего младшие группы собираются на прогулку в 10 утра, а старшие – немного позже. Прогулки у малышей заканчиваются примерно в 11.30.
Несмотря на то, что существуют установленные санитарные нормы, касающиеся прогулок детей в детском саду, все решения о целесообразности пребывания детей на свежем воздухе воспитатели принимают на месте. Так, например, если на улице температура соответствует норме (зимой до -15 при отсутствии ветра, летом до +30 в тени), но идёт дождь, повышена влажность и сырость, а ветер рвет из рук зонтики, никто не поведет малышей на прогулку. Ведь главная цель прогулок – это оздоровление детского организма, а прогулки в таких условиях, в непогоду, никакой пользы принести не могут. Закаливание детей в детском саду заключается не в прогулках под дождем.

А вот в летнее время, напротив, все занятия воспитатели проводят именно на улице, ведь рисовать можно и на асфальте, а лепить из песка или пластилина, строить из кубиков, природных материалов, уточнять представления о цвете, величине, количестве, продолжать учить ориентироваться в пространстве можно на прогулке, в игре, не так ли?

Одеваемся на прогулку

Если уже зашла речь о прогулках, нельзя не рассказать о таком важном и непростом деле, как процесс одевания ребенка перед прогулкой. Летом данной проблемы, в принципе, не существует – достаточно просто переобуть малышей и одеть панамки. А вот в зимнее время этот процесс превращается в целое искусство. Особенно в том случае, если на прогулку собираются детишки младшего возраста. Если в старших группах дети одеваются практически полностью самостоятельно, а воспитатели лишь изредка помогают справиться с непослушными пуговками или молниями, то в младших группах воспитателям приходится одевать малышей, что говорится «от и до».

Для того, чтобы как можно быстрее одеть всех деток и не допускать их перегрева, в процессе задействована не только воспитатель, но и помощник воспитателя. А уж сам воспитатель, как правило, одевается на бегу.

Кстати, чтобы детки учились самостоятельности, необходимо родителям обращать внимание на простоту покроя, застежек на детской одежде. Ведь не каждый малыш сможет не запутаться в комбинезоне, да ещё с двумя молниями впереди от коленки до шеи!

На прогулке рядом с детьми находится только один взрослый человек – воспитатель. А помощник воспитателя в это время приводит в порядок помещение, где находятся малыши – проводит влажную уборку, проветривает помещение, чтобы к приходу малышей все было в полном порядке. Подобные меры позволяют создать благоприятные для здоровья детей санитарные условия.
После прогулки воспитатель вместе со своим помощником помогают детям раздеться. Пока детки под присмотром воспитателя моют руки и рассаживаются слушать сказки, помощник воспитателя приносит еду в группу. Примерно с 12.15 до 12.45 в саду у малышей — обеденное время. Прием пищи в обед длится гораздо более продолжительное время, чем во время завтрака. В меню входит и первое блюдо, и второе, и третье.

Во время обеда также бывает всякое – одни детишки обожают рассольник, суп, другие, напротив, терпеть их не могут, кто-то любит мясные котлеты, а кто-то – рыбу, пюре. Одни детки самостоятельно кушают все, что им предложено, а другие отказываются брать в руки ложку и их приходится кормить воспитателю и помощнику воспитателя. Некоторые крохи отвергают определенные виды продуктов, например, свеклу или капусту. Как правило, воспитатель не заставляет ребенка есть те продукты, которые он категорически не хочет пробовать, просто ставит порцию рядом. Однако со стороны родителей гораздо разумнее заранее предупредить воспитателя о тех продуктах, которые ребенок не приемлет либо же они ему противопоказаны по состоянию здоровья.

Существует огромное количество одаренных воспитателей, которые даже нелюбимый суп превращают в самое любимое блюдо. Ведь, как известно, самое лучшее средство уговорить ребенка сделать что-либо – это игра. Именно в игровой или соревновательной форме лучше всего кормить маленького нехочуху. Но читать сказку во время приема пищи или кормить мишку за столом никто не будет, так же, как и включать мультфильм. К тому же приходится считаться с возрастным кризисом, например, трёх лет.

«Кто спал на моей кровати?»

После обеда наступает время для обеденного сна, так как детскому организму требуется полноценный отдых. Итак, обед окончен, ручки вымыты, в туалет сходили и настало время ложиться спать. В старших группах дети самостоятельно раздеваются и вешают свою одежду на стульчик. А вот в младших группах с данным вопросом все обстоит немного сложнее – детки еще не умеют полностью самостоятельно раздеваться, и уж тем более складывать свою одежду. Для того, чтобы обучить ребенка навыкам самообслуживания, постараться приходится всем – и воспитателю, и самому крохе, и родителям.

После того, как все улягутся, воспитатель  накроет детишек одеялами, и приступит к убаюкиванию крохи. Одни воспитатели  могут включить тихую расслабляющую музыку, или рассказывают сказку, другие поют колыбельную песенку. Но, как правило, в полной тишине все ребята быстро привыкают засыпать. И очень скоро умаявшиеся детки засыпают крепким и здоровым сном. Однако встречаются и дети, которые не желают спать во время тихого часа, особенно в старших группах.

Подобные детки крайне неохотно укладываются в постель, долго крутятся, отвлекаются на разговоры с воспитателями, мешая тем самым спать другим. Часто подобные малыши в итоге тоже засыпают, однако немного позже, чем все остальные, и порой считая, что не спали, т. к. ясно помнят, что все дети спали, а он в это время не спал. Но к тому времени, когда необходимо просыпаться, малыш иногда не успевает выспаться и в итоге капризничает.

В подобных случаях зачастую виноваты сами родители, которые в выходные дни совершенно не придерживаются привычного для ребенка режима дня. В итоге, выходные кончились, ребенок пошел в детский сад, а его график постоянно сбивается, и у него возникают трудности с засыпанием в детском саду.

Пока спят усталые детишки

Пока малыши тихо – мирно спят, у воспитателя наступает достаточно «жаркая» пора – работа с документами. Каждая зарядка, каждое занятие должны быть описаны во всех подробностях – ведь документы педагога в любой момент может проверить воспитатель-методист. Во время «тихого часа» воспитатель к тому же готовит новые пособия, оформляет группу, самостоятельно занимается самообразованием или посещает методические мероприятия. Хотя работу чаще приходится брать и домой, писать вечером, искать материалы для занятий, вырезать, клеить, распечатывать раскраски…

После дневного сна

Детский сон длится до трех часов дня. К этому времени одни дети просыпаются самостоятельно, других малышей воспитателю приходится будить. Деткам необходимо помочь одеться, а девочек нужно еще и причесать, чтобы они выглядели опрятно.

После того, как дети будут приведены в порядок, их ожидает полдник – каша, омлет, оладушки с повидлом или сгущенным молоком, печенье, чай или молоко, сок или какао. После того, как детки поедят, они с новыми силами принимаются нарушать наведенный во время тихого часа порядок в игрушках: играют с куклами, машинками, строительным материалом, настольными играми, рассматривают картинки в книжках, слушают сказки, повторяют стихотворения с воспитателем, рисуют, лепят, собирают пазлы, а так же занимаются с воспитателем подгруппами или индивидуально.

После игр, при том условии, что позволяют погодные условия, дети отправляются на прогулку. В это время родители начинают забирать своих крох домой. Очередной будний садовский день окончен.

Не забывайте, что детский сад глазами ребенка может выглядеть совсем по-другому:

  • «Не спал» — это, чаще всего лишь — «видел, как спали дети».
  • «Не ел» — «что-то не доел» или «не понравилась тушеная капуста/рагу из баклажан или хотел чего-то другого»,
  • «Не гулял» — «хотел дольше погулять»,
  • «Ни с кем не играл» — «какое-то время сидел и ждал родителей, или хотел играть с той игрушкой, которую взяли другие дети»

Вот такая словарная работа! В этом случае можно спросить:

  • «Кто тебя разбудил после сна?»,
  • «Что больше понравилось во время обеда, борщ, пюре или котлетка?», «А когда ел суп, не облил кофту, наклонялся?»,
  • «Что интересное рассматривал на прогулке?», «Вы сегодня видели муравья / сороку / как кружились маленькие снежинки?», «С кем ты построил из песка дом?», «Что заметил на
  • прогулке самолёт или вертолет?», «С кем из ребят бегал на улице?»

Разговаривайте со своим малышом: с кем играл, кому помог, кого пожалел, с кем поделился игрушками, похвалите.

Расскажите, что делали сами в течение дня, скажите, что тоже скучали, хотели быстрее встретиться, поделиться своими маленькими радостями, достижениями.

Порадуйте иногда малыша при встрече маленькими неожиданными сюрпризами: воздушным шариком, мыльными пузырями, купленной раскраской или красивым осенним листочком, найденными по дороге камешком, шишкой. Предложите дома вместе приготовить салат, поиграть конструктором, продолжить читать любимую сказку.

Любите своего малыша, находите свободные минутки для него.

Дети растут быстро. Что в ребенка вложишь, то и получишь.