Сообщение из опыта работы: Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста

Воспитатель: Османова М. К.

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало внедрение в практику работы дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий, при использовании которых развитие, обучение и воспитание детей происходят не только без ущерба для их здоровья, а наоборот, способствуют его укреплению — снижается утомляемость, повышается эмоциональный настрой и работоспособность ребенка.

Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.

Мы используем как традиционные, так и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, среди которых:
-организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др. ;
-применение психогимнастики: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.

Мы используем в своей работе «Минутки вхождения в день». Дети садятся в круг на ковре и приветствуют друг друга, приветствие сопровождается движениями. Это помогает «собрать» детей, позитивно настроить их на предстоящий день, раскрепощает, помогает создать в группе доброжелательную и дружескую атмосферу.
Известный факт, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитие мелкой моторики рук важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий. Поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место в режиме дня. Используем разные виды упражнений: пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением и без него, пальчиковые шаги, игры с мелкими предметами, бельевыми прищепками, шнуровки, пособия для откручивания и закручивания крышек и др.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

Мы выполняем с детьми массаж пальцев, ладоней, используя су-джок массажеры, музыкальное пособие Е. Железновой «Гимнастика с мамой», а также при помощи подручных материалов: карандашей, шишек ели и сосны, бумаги.

Одним их условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому регулярно используем дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. Для упражнений используем пособия «Ветерок», выполненные из елочного дождика, мыльные пузыри, вату, воздушные шарики и др.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Особенно полезным и интересным для ребенка является использование элементов песочной терапии. Посредством игр с песком происходит не только гармонизация психического состояния малышей, но и решаются речевые задачи: дети учатся проговаривать свои ощущения, называть выполняемые ими действия с игрушками, свойства песка: сухой, влажный, сыпучий и др.

Все эти элементы включаем не только в непосредственную образовательную деятельность, но и проводим в течение всего дня: на утренней гимнастике, после дневного сна, в свободное время. Мотивируем интерес детей к этим упражнениям сочетанием красивой наглядности и веселых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции и готовность заниматься.

Таким образом, дети не только упражняются в развитии своей речи, но у них происходит активное оздоровление всего организма.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий:

— повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
— корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности;
— формируется речь, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
— развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.