Сообщение из опыта работы: «Развитие способностей дошкольников посредством активизации речевой деятельности»

Воспитатель Сусединко Л. Б.

 

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи. Учитывая особенности детей, материал по обучению грамоте необходимо давать синхронно на разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический). Что делает язычок, когда мы произносим звук? Как проверить, он звонкий или глухой? На чью песенку похож звук? (ветра, водички). Поэтому, знакомя с буквой, мы сравниваем ее с предметами, изменяем, превращаем в другую букву, в интересную картинку, изображаем букву пальчиками, всем телом, находим на ощупь в мешочке и т.д.

Одним из условий успешной подготовки к обучению грамоте является подготовка детской руки к письму. Начинать такую подготовку нужно воспитателям с младших групп. Игры в младшем и среднем возрасте направлены на развитие двигательной координации, подвижности кистей и пальцев рук, а также их силы и ловкости. В старшем возрасте – на развитие тактильной чувствительности, мышечного тонуса, развитие тонких двигательных координаций кистей и пальцев рук, формирование сенсомоторных координаций, элементарных специфических графических навыков. Кроме того, мелкая моторика – основа развития психических процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственных представлений. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствуют  о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребенка к школе. Развивая моторику, мы готовим детскую руку к письму.

Правильно и четко организованная работа по обучению грамоте в детском саду возможна только в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. В результате диагностики заполняется диагностическая карта. Параметры обследования зависят от возраста ребенка, от задач возрастной группы по проблеме обучения грамоте.

Я использую в работе:

  • Компьютерные логопедические программы «Домашний логопед», «Баба Яга учится читать», авторские игры по подготовке к обучению грамоте
  • Планшетные игры по автоматизации звуков и обучению навыкам чтения
  • Инновационные развивающие пособия В. Воскобовича
  • Инновационные пособия по обучению грамоте «Маленький грамотей
  • Игры для коррекции и развития немецкой фирмы Logo

От участия родителей во многом зависит успешность подготовки ребенка к обучению грамоте. Я использую и предлагаю такие формы работы с родителями: выставки пособий, мастер-классы, тренинги, речевые досуги, консультации-практикумы, оформление газет, совместное изготовление игр, пособий, разработка памяток и др.

Каким же должен выйти ребенок из детского сада? У ребенка должны быть развиты:

  • Фонематическое восприятие
  • Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза
  • Графо — моторные навыки
  • Элементарные навыки чтения и письма

Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает еще большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится как ребенок, так и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе.

Подготовка к школе в детском саду включает основные задачи, такие как: всестороннее воспитание (физическое, нравственное, умственное, эстетическое, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

Для чего же необходимо обучать детей грамоте в детском саду? Для того, чтобы ребенок умел использовать свои слух и зрение, умение анализировать, выделять главные признаки речевого материала – одним словом, имел общую ориентировку в звуковой системе языка. Несформированность фонематической системы может вызвать затруднения при обучении в школе.

Идея обучения грамоте в детском саду возникла давно. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова был сделан вывод, что в детском саду обучать детей грамоте можно. В 1956-1959 гг. известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методическая указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

К.Д. Ушинский предложил новый метод обучения – от звука к букве, таким образом разработал аналитико-синтетический метод, который обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание.

Методика Д.Б. Эльконина отличалась от обычных систем введением детей в звуковую действительность язык, что облегчает последующие усвоения грамматики и орфографии, тем самым формируя интерес к языку и его законам и избавляя от ошибок на письме.

Чтобы в старшем дошкольном возрасте не возникали проблемы по подготовке к обучению грамоте, звуковой культурной речи необходимо заниматься с младших групп детского сада. Воспитателям младших групп можно порекомендовать решать такие задачи по звуковой культуре речи:

  • Упражнять в отчетливом произнесении гласных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, коротких фраз
  • Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, голосовой аппарат
  • Формировать правильный темп речи, умение говорить спокойно, с естественной интонацией.

Исходя из задач, игры надо выбирать:

  • На развитие слухового внимания
  • На развитие речевого слуха.

Основные задачи по подготовке к обучению грамоте в

средней группе:

  • Закрепить произношение гласных и некоторых согласных звуков
  • Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание
  • Развивать фонематический слух, различать и называть слова, начинающиеся на определенный звук, определять первый звук в слове, протяженность слов (длинное – короткое, подбирать похожие по звучанию слова)
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

В средней группе я рекомендую игры, направленные на:

  • Развитие речевого слуха
  • Развитие фонематического слуха.

К основным задачам в старшем возрасте относятся:

  • Развитие умения производить звуковой, слоговой анализ и синтез слов
  • Дифференцировать звуки
  • Выделять ударный гласный, называть его
  • Дифференцировать твердый – мягкий, глухой – звонкий звук
  • Составлять предложения, членить их на слова, составлять схему
  • Формировать умение определять место звука в слове
  • Составлять слова из слогов, преобразовывать слова.

Для старшего дошкольного возраста рекомендованы игры,

направленные на:

  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие звукового анализы и синтеза
  • Развитие слогового анализа и синтеза
  • Членение предложений.

Использование инновационных технологий при подготовке детей к обучению грамоте позволяет значительно сократить время на формирование и развитие их языковых и речевых средств, делает процесс обучения для детей интересным, снимает проблемы мотивационного плана, порождает речевую активность и творчество.