Кризисы развития

Воспитатель  Еремкина Л. Ю.

Развитие ребёнка неизбежно сопряжено с возникновением противоречий во взаимодействии с родителями. Это связано с постепенным обретением большей взрослости и самостоятельности, в процессе чего ребёнок делает шаги к автономизации, к более самостоятельному существованию.

Когда ребёнок первый раз отдёргивает ногу, на которую мама натягивает ботинок и говорит: «Я сам», то он фактически говорит о том, что его уже не устраивают сложившиеся формы их взаимодействия. Таким образом, в отношениях детей и родителей постоянно возникают противоречия между сложившимися на данный момент стилем их взаимодействия и потребностями ребёнка в изменении существующих отношений.

Разрешение возникающих противоречий происходит в форме кризисов развития (кризис трех лет, кризис 6 -7 лет и подростковый кризис). В моменты кризисов поведение детей резко меняется, и в нем появляются несвойственные им ранее черты. Это явление следует считать не просто нормальным или неизбежным, но и обязательным и даже желательным в процессе взросления ребёнка и формирования его личности.

Родителям необходимо изменить свое отношение к ребёнку, начать воспринимать его с точки зрения растущих сегодняшних возможностей, предоставить ему большую самостоятельность и установить новые требования. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребёнка проявляются кризисные явления:

— негативизм (стремление сделать прямо противоположное тому, что вы сказали, даже если он сам этого не желает);
— упрямство;
— строптивость (не доволен всем, что ему предлагают);
— стремление всё делать и решать самому;
— обесценивание старых правил поведения.

В наших силах с пониманием и любовью помочь ребёнку пережить этот период и стать личностью.