Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста

Старший воспитатель Рыбальченко Т. А.

1687-900x536-1346826940Говоря о жанре «литературных гостиных», стоит обратиться к его истокам, насчитывающим без малого две сотни лет. Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём: победное завершение мучительной войны с Наполеоном, встряска общества в связи с восстанием декабристов, а затем и падение крепостного права, развитие экономики, − эти и другие факторы стали стимулом и для культурного развития. Одной из пышно расцветших форм стала салонная культура, распространившаяся в дворянской среде. Среди дворян было множество образованнейших людей, обладателей обширных библиотек, тонких ценителей мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Чтобы находиться в контексте «текущих трендов», как мы бы сказали сейчас, аристократы собирали вокруг себя себе подобных, а также тех, кто был носителем и трансформатором культуры и общества в целом. Несмотря на светский характер гостиных, именно здесь часто зарождались движения, которые давали направление общественной мысли на ближайшие десятилетия.

Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын, получив от шефа Третьего отделения А. Х. Бенкендорфа неудобное указание наблюдать за «пушкинским кружком», нашел выход, не только не унижающий достоинства благородного человека, но и на ура принятый самими литераторами. Князь Голицын организовал у себя культурный салон, тем самым предоставив вольнодумным умам площадку для высказываний. Четверги у князя имели большой успех в Первопрестольной. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело?..»

Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но в то же время не выходить за рамки светских приличий. Лучше всего рулить таким деликатным делом могли женщины. Не случайно обычно именно они были хозяйками салонов.

Цели литературной гостиной:

  • информационно – предметная – расширение литературного образования;
  • деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения с искусством, творческими людьми;
  • ценностно — ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая:

— свободное общение на литературном материале;

— действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов;

 — “живой” диалог “на равных”.

Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные  чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их.

Таким образом, литературная гостиная воспитывает  чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию.

Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

Особенность «Литературной гостиной» заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней могут участвовать педагоги  и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.