Игра — как средство формирования социально -речевых умений и взаимоотношений детей

Воспитатель Поповец И. В.

fdsf_resultИгра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей.

В. А. Сухомлинский говорил о ней так: “Без игры нет, и не может быть полноценного и  умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы.

Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.

Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Если во время непосредственно- организованной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Определенные виды игр по-разному действуют на речевое развитие дошкольника.

Дидактические игры.

Это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Дидактическая игра реализует и обучающую и игровую цель.

Роль игры.

  • Побуждает к общению
  • Способствует закреплению навыков пользования инициативной речью
  • Способствует совершенствованию разговорной речи
  • Способствует обогащению словаря
  • Повышает результат коррекционной работы.
  • Влияет на формирование грамматического строя языка
  • Активизирует психические процессы
  • Вызывает интерес к процессу познания
  • Стимулирует работоспособность.

В своей работе с детьми использую различные виды дидактических игр: игры с предметами, настольно — печатные игры, словесные игры.

Игры с предметами соответствуют стремлению ребенка действовать с предметом и таким образом знакомиться с ним. В этих играх дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия, знакомятся со свойствами предметов. Примеры таких игр: «Чудесный мешочек», «Опиши данный предмет», «Что сначала — что потом», «Занимательные резиночки». Мною подобрана картотека игр младшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Этой игре присущи эмоциональная насыщенность и увлеченность, самостоятельность, активность и творчество.

Роль игры.

  • Способствует развитию речевых навыков
  • Ориентирует детей на планирование собственного речевого поведения
  • Способствует овладению навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностных взаимоотношений.
  • Формирует способность сыграть роль другого человека.
  • Помогает сплотить детский коллектив.
  • Способствует самоутверждению каждого в коллективе.
  • Умение отстоять свою точку зрения
  • Воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие взаимопомощь.
  • Тематика сюжетно-ролевых игр различна, подбирается в соответствии возрасту детей.

Игра — драматизация.

Драматизировать — значит разыграть в лицах произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей.

Роль игры — драматизации.

  • Совершенствование диалогов и монологов
  • Освоение выразительности речи
  • Развитие связной речи.
  • Способность перевоплощаться,
  • Является средством самовыражения и самореализации ребенка
  • Позволяет психологически сблизиться с героем сказки.
  • Обогащает жизненный опыт.
  • Чаще всего основой игр- драматизаций являются русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка».
  • Строительно — конструктивные игры.
  • Строительно-конструктивная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающего мира в постройках и связанных ними действиях.
  • Дети самостоятельно возводят сооружения и обыгрывают их. Очень часто этот вид
  • деятельности плавно переходит в сюжетно- ролевую игру.
  • Роль строительно — конструктивных игр.
  • Учат общаться со сверстниками
  • Развивают взаимопонимание
  • Учат доводить начатое дело до конца
  • Развивается интерес к технике, творчество, мышление, пространственное воображение.

Настольно — печатные игры интересны детям при ознакомлении с окружающим миром. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино» «Парные картинки».

Словесные игры – эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи. Они построены на словах и действиях играющих. «Запомни и назови», «Составь предложение», «Когда это бывает».

Игры-эксперименты.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — пойму».

Это особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач. Они очень интересны и увлекательны, так как имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.

Одно из направлений экспериментальной деятельности – это опыт. Опыты можно проводить как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместно-организованной деятельности. Например: вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твердом и газообразном и что уровень воды действительно увеличивается, если в стакан добавлять камни.

Чтобы работа по речевому развитию была эффективной — в группе мы оформили зоны для познавательно — речевого развития. Она охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Материал этой зоны содержит: дидактические и настольно- печатные игры разной направленности, коллекции, демонстрационный материал оборудование для экспериментальной деятельности и проведение опытов, мини- библиотеку.

Для детей дошкольного возраста речевое развитие – это сложный, комплексный процесс, но если мы к решению задач подойдем грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.

Для того чтобы помочь детям овладеть разными формами общения, я использую различные методы и приемы.

Общение со сверстниками.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого – в семье и в детском саду.

Трудности в общении.

У детей имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Они проявляют свою неудовлетворенность в общении, становятся раздраженными, агрессивными, либо могут «уйти в себя», замкнуться.

Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия – является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.

Чтобы помочь детям наладить отношения между собой я использую игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных способностей.

Упражнение «Ласковое имя», дети ласково называют друг друга по имени. Упражнение «Волшебный стул», один из детей садится в центр, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты, можно погладить сидящего, обнять.

Наши дети очень любят игру «Прогулка с завязанными глазами» эта игра помогает испытывать положительные чувства к друг другу, способствует доверию и формирует ответственность за другого человека.

Дети по желанию, разбиваются на пары — ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Еще одна из игр которую я использую в своей работе, «Пирамида любви», эта игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия.

Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы.

Детям нашей группы очень нравится игра «Сороконожка» которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперед. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения «сороконожки» (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

«Рисуем всей группой» это упражнение я использую в своей работе для того чтобы научить детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство.

Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому дается один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами с друг другом (в вежливой форме) .Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько, успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Используя в своей работе различные методы и приемы мы формируем не только правильную речь, но и способствуем развитию коммуникативно-речевых умений.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Не существует универсальных способов решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, однако, обладая сильным желанием, терпением и любовью, мы сможем поделиться с ребенком всем лучшим, что есть в нашем сердце.

Презентация «Игра — как средство формирования социально -речевых умений и взаимоотношений детей»